вторник, 25 марта 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Баранчик О.В., педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР ДС№462
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение
под музыку. И научиться этому можно у ребенка».
А.И. Буренина
По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности дошкольника. Игра развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически.
Само слово «игра» настраивает ребенка на позитивное «принятие» информации.  В своей работе мы используем музыкально-подвижные игры, которые помогают ребенку раскрыть и развить свои творческие способности, фантазию, воображение, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, настроение и характер музыки.
Игра неотделима от творчества. В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Главное в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников – артистичность, выразительность движений, умение осмысленно воплощать танцевальный образ.
Свою методику работы мы построили  на основе программы по ритмопластике А.И. Бурениной и методике по танцевально-игровой гимнастике Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной.  Была создана программа «Ритмика и танец», которая утверждена на педагогическом совете ДОУ.
На первом этапе нашей работы диагностические срезы музыкально-двигательных умений и навыков, а также танцевально-игрового творчества проводились по методике А.И.Бурениной:
1)      творческих качеств (- музыкальности, - эмоциональности, - творческих проявлений);
2)      психических процессов (- внимания, - памяти, - подвижности нервных процессов);
3)      двигательных качеств (- координации, ловкости движений, - гибкости, - пластичности).
Результаты срезов показали, что уровень творчества наших воспитанников довольно низкий. Таким образом, приоритетным направлением в нашей работе стало повышение качества двигательного творчества детей.
Используя в своей работе музыкально-подвижные игры, мы решаем несколько задач. Интерес ребят к занятиям повышается, и в процессе игры отрабатываются элементы, бег, различные танцевальные движения.
За время работы мы собрали небольшую «копилку» музыкально-подвижных игр и классифицировали их: ритмические игры, игры на перестроения и ориентацию в пространстве, музыкально-подвижные  игры на развитие ловкости, силы, быстроты, внимания, логоритмические игры и упражнения, игры-превращения, игры-импровизации.
§  Игры на согласование движений с музыкой (ритмические игры).
Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, помогают добиться красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку:  «Эхо», «Форте-пиано»,  «Найди предмет», «Круг и кружочки», «Прогулка», «Музыкальные стулья», «Лесная прогулка», «Дирижер-оркестр», «Найди предмет», «Определи характер», «Мальчики-девочки» и др.
§  Игры на перестроения и ориентацию в пространстве.
Существует ряд игр,  непосредственно направленных на изучение построения и перестроения, где дети учатся вставать в колонну, линию, круг, колонну по двое (парами), трое и обратно, ходить змейкой.  «Встань в колонну, круг, линейку», «Найди свое место», «Ниточка-иголочка», «По местам!». 
§  Музыкально-подвижные  игры на развитие ловкости, силы, быстроты, внимания.
 Данная группа игр учит детей быстро бегать и прыгать, реагировать на сигналы, подаваемые педагогом или водящим: «Волк во рву», «Пятнашки», «Горелки», «День-ночь», «Сова летит».
§                 §  Логоритмические игры и упражнения.
Здесь временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, притопывания). Для игрового оформления заданий часто используются погремушки,  мячики, платочки, кубики, цветы. «Вышли мыши как-то раз», «Большие ноги шли по дороге», «Сидели два медведя», «Правая и левая», «Наши алые цветки».
§  Игры-превращения (создание игрового образа).
Помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их, и, что особенно важно, развивать воображение, их  эмоциональную сферу: «Цапля и лягушки», «Воробышки», «Поезд», «Лошадки», «Зайчик», «Кукла», «Кот и мыши» и т.д. Дети учатся создавать пластический образ птиц, зверей, сказочных персонажей и даже предметов. Здесь на помощь мы призываем музыку. Существуют музыкальные произведения, специально написанные для детей с уже «прописанными» образами птиц, сказочных персонажей (П.Чайковский «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Подснежник»,  С.Прокофьев «Дюймовочка», «Жаворонки» русская народная мелодия, А.Лядов «Кикимора»).
§  Музыкально-творческие игры или игры-импровизации - творческие игры, направленные на развитие выдумки, фантазии, творческой инициативы. Это самый  любимый вид деятельности детей. Нет предела фантазии ребенка. В быстрой, подвижной мелодии они видят и зверушек, и оценки, и людей бегущих на работу, и детский смех... Иногда предлагаем им станцевать свое настроение или настроение музыки. Импровизируя, дети стараются двигаться, так как им подсказывает музыка. Часто ребята используют те танцевальные движения, которые мы разучили с ними на занятиях, другие придумывают что-то свое. Игры: «Невесомость», «Танец звезд», «Займи место»,  «Повтори за мной», «Танец с листьями», «Делай как я, делай лучше меня!», «Зеркало», «Творческая импровизация», «Дискотека».
Элементы импровизации мы стараемся включать и в музыкально-ритмические разминки. Усложняем импровизацию тем, что предлагаем задействовать различные уровни пространства: партер, стулья, скамейки, подиум и самое сложное – задействовать друг друга.
Деление музыкально-подвижных игр на группы, конечно же, условно. Каждая игра помогает нам решать не одну задачу, а целый комплекс. Это мы решаем на что «сегодня» обратить внимание, какова цель игры и предлагаем детям играть с учетом новой интерпретации. Считаем, что музыкально-подвижные игры лучший помощник в нашей работе. Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений.
Игровая ситуация увлекает ребенка дает возможность самостоятельной деятельности. Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально.  
Как бы ни было важно техническое совершенство танца – это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, дети  не просто выучат определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получат представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.
Музыкально-подвижные игры и используются для повышения качества двигательного  творчества личности ребенка. Развитие творческой фантазии и  воображения детей  является вершиной мастерства любого педагога. И это остается главным направление нашей  дальнейшей работы.

Список использованной литературы

1.     Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей; С-П: 2000г.
2.     Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. 2001г.
3.     Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006г.
4.     Суворова Т.И. Танцевальная ритмика вып. 1, 2, 5 – С-Пб. 2004 г.
5.     Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч. – Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС – Ч.2: 2001г.

6.     Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения